Индустрия гостеприимства
Это не только про размещение
Это про впечатления
Если вы думаете, что индустрия гостеприимства – атрибут современности, то вы заблуждаетесь. Упоминания о первых гостиницах можно встретить в знаменитом кодексе законов царя Вавилонии – Хаммурапи (1700 г.до н.э.). А на время празднования Олимпийских игр в Древней Греции для всех зрителей и спортсменов специально возводились сооружения, в которых могло остаться на ночлег население целого античного города. Это и стало прототипом современных гостиниц.


ЕНОТ:
Если гостиницы и отели существуют так давно, то в них уже давно все придумано и больше эта сфера не развивается?
МИСтер отельер:
Нет, что ты! Древние гостиницы и современные отличаются…всем! Ну, кроме сути, конечно. Во все времена в гостиницах было место для ночлега и возможность подкрепиться, но сейчаааааас…Сейчас в гостинице за один день можно получить больше впечатлений, чем античный человек мог получить за всю жизнь!
ЕНОТ:
Звучит интересно, но я все равно не понимаю, о каких впечатлениях ты говоришь..
МИСТЕР ОТЕЛЬЕР:
Давай разбираться.
Современная индустрия гостеприимства – это не только ночлег для странника, а целая сфера услуг: гостиницы, рестораны, ивент-агентства, тематические парки, транспорт, круизные компании, агентства по организации путешествий. Все, что связано с отдыхом. Индустрия фокусируется на роскоши, удовольствиях, впечатлениях и получении нового опыта, а на удовлетворении потребностей первой необходимости.
Сопоставь описание и изображение
У тебя отлично получилось!
Гостиницы типа Bed & Breakfast отличаются небольшим номерным фондом и предлагают ночлег с завтраком. Большинство владельцев проживают в самом отеле, а гостям предоставляются отдельные комнаты с собственной или общей ванной.
Самый популярный тип размещения на одну или более ночей. Кроме проживания, предоставляют дополнительные услуги, как обслуживание в номерах, уборка, питание и многое другое.
Форма коммунального жилья. Отличаются размещением в общих комнатах, т.е. постояльцы платят за кровать, а не за весь номер. Кухней и душевыми пользуются все гости. Не отличаются приватностью, зато стоят недорого, что является плюсом для бюджетных путешественников.
Во многом похожи на отели, но предоставляют более широкий спектр услуг и удобств. На практике это означает, что постоялец может получить все, что пожелает, не выходя за территорию. Работают рестораны, кафе, бары, магазины, СПА-центры, парки. Многие заведения подобного типа предлагают пакеты all inclusive («Все включено»).
Такой тип апартаментов предпочитают гости, которые стремятся к уединению и хорошему сервису. Существуют варианты краткосрочного и долгосрочного проживания. Как правило, полностью меблированы, имеют кухню, а в услуги включена уборка, замена постельного белья и полотенец.
Жилье типа «разделение времени» предполагает право одного из владельцев многовладельческой собственности на проживание в доме, квартире, апартаментах в определенное время года или месяца.
ЕНОТ:
Я и подумать не мог, что существует так много разных отелей! Теперь хочется побывать в каждом...
МИСтер отельер:
Так а я тебе о чем говорю! А это мы только начали знакомство с индустрией, мне еще так много тебе надо рассказать.,. Кстати, ты вот знал, что буквально в каждом отеле есть свои рестораны, кафе и кондитерские, которые зачастую являются центром притяжения всех, кто любит вкусно поесть?
ЕНОТ:
О, вкусно поесть – это про меня. А что такого особенного в ресторанах при отелях?
МИСТЕР ОТЕЛЬЕР:
Попробую объяснить.
Характерная черта работы ресторана при гостинице – room-сервис или доставка заказанных блюд и напитков в номера. Для такой формы обслуживания используют чаще всего вспомогательные буфеты. К такому буфету прикрепляется несколько официантов, которые работают посменно и обслуживают определенное количество номеров. Иногда в гостинице организуется диспетчерский пункт, где диспетчер по телефону принимает заказы от проживающих в номерах. Также там используется немного другая посуда. К примеру, чай приносится в кувшине, заваривается при госте.
ЕНОТ:
Да уж, кто это придумал подавать чай в кувшине… Креативная подача!
МИСтер отельер:
А то как же! В гостеприимстве конкуренция очень высока, постояльцев приходится удивлять!
ЕНОТ:
А почему бы отелям не использовать эти…ну, те самые…технологии!
МИСТЕР ОТЕЛЬЕР:
Ох, Енот, вот сразу видно, в отелях ты не частый гость... Конечно используют! Еще как используют!
За последние несколько десятилетий доходы гостиничного бизнеса возросли до миллиардных сумм за год, сформировалась наука управления отраслью, началась подготовка специалистов по новым, востребованным специальностям индустрии.
Отечественный рынок стали осваивать международные компании, которые поглощают конкурентов, строят новые объекты за свои средства и по современным технологиям. Например международные гостиничные сети, такие как InterContinental Hotels Group, Hilton Hotels Corporation, Kempinski Hotels, Marriott International.
«Бесшовные» технологии
Современные разработчики программного обеспечения не стремятся угодить всем и каждому, а уделяют внимание созданию узконаправленных программ и расширению их функционала. Отели осознали необходимость доступа сторонних агентов (Booking, Agoda, Hotels) к гостиничной операционной системе (PMS), чтобы гарантировать клиентам беспроблемное бронирование. Кроме того, возрастает потребность в приложениях для регистрации заезда и заказа дополнительных услуг в номер. Таким образом, один из главных трендов гостеприимства последних лет – внедрение программ, способных облегчить работу персонала отелей и исключить из процесса лишнее звено.
Личное пространство и индивидуальный опыт
Гости ищут уединение и комфортный отдых в стороне от других туристов. Гостиничные сети предлагают услуги личных поваров, частные бассейны, большие номера. Плюс такого размещения в приватности, но при этом гостям доступны все удобства отеля.


Экологичность
Люди стремятся к экологичности и разумному потреблению ресурсов планеты, ожидая sustainability-подхода от отелей, которые в свою очередь отказываются от потребления пластика, устанавливают автоматические системы выключения света и воды.
Повышенный акцент на здоровье и благополучии гостей
Индустрия оздоровительного туризма в настоящее время оценивается в 563 млрд. долларов США. Последние годы путешественники ожидают от жилья/отеля большего, удобной кровати недостаточно. Они активно посещают оздоровительные программы, спа-процедуры, фитнес-центры и предпочитают здоровое питание, поэтому одной из тенденций гостеприимства становится появление большого количества йога-пространств и ретрит-центров. Гостиницы активно устанавливают в номерах системы очистки воздуха, тренажеры и даже душ с витаминным комплексом.
Топ-3 причины работать в сфере гостиничного бизнеса
Перспективное будущее
Знаете ли вы, что сфера туризма – самая быстрорастущая отрасль 21-го века? За несколько веков условия для путешественников изменились на 1000%: когда-то им приходилось останавливаться в хижинах, а в скором времени мы будем говорить об открытии гостиниц в космосе!
Разнообразие
Еще один плюс работы в гостиничном бизнесе – вы постоянно находитесь в мультикультурной среде. Как правило, коллектив ресторанов и гостиниц – межнациональный. Каждый из них привносит свою культуру, язык, знания и опыт, основанный на жизни и работе в родной стране.
Возможности для роста
Индустрия гостеприимства позволяет развивать не только профессиональные, но и личные качества. Так, наряду с умением работать с финансами, маркетингом и бухгалтерией, вы развиваете «мягкие» навыки, умение работать в команде, лидерские качества, безграничную любовь к людям и заботу о них.
ЕНОТ:
Ну ты меня уже заинтриговал! Кажется, работа в сфере гостеприимства –работа мечты.
МИСтер отельер:
О, это ты еще не знаешь, какие уникальные профессии есть в индустрии гостеприимства, усаживайся поудобнее, я тебе сейчас все расскажу!
1. Управляющий отелем
Основная обязанность менеджера гостиницы – управление и контроль. Такие работники несут ответственность за оперативную работу отеля, нанимают и обучают персонал, управляют финансами, планируют ремонт помещений, работают с жалобами постояльцев, участвуют в проведении рекламных кампаний, плюс следят за соблюдением норм безопасности.
Навыки:
  • умение находить общий язык с людьми (как с подчиненными, так и гостями);
  • ведение телефонных переговоров;
  • решение (предотвращение) конфликтных ситуации.
2. PR-менеджер
В обязанности PR-менеджера входит разработка рекламных стратегий, написание пресс-релизов, все контакты со СМИ, формирование позитивного образа бренда, мониторинг конкурентной среды, а также организация мероприятий. Кроме того, он планирует бюджет на продвижение и работает в команде с сотрудниками отдела рекламы и маркетинга.
Навыки:
  • стрессоустойчивость;
  • общительность;
  • умение решать проблемы;
  • грамотная устная и письменная речь.
3. Управляющий кафе или рестораном
Главная обязанность менеджера ресторана – управление заведением от имени владельцев. В течение дня он решает самые разные задачи, начиная от консультации с шеф-поваром по поводу меню на день и заканчивая проверкой готовности кухни к выполнению заказов. Квалифицированный управляющий не ограничивается общением с персоналом, он беседует с расположенными к разговору посетителями, чтобы понять, все ли их устраивает.
4. Администратор гостиницы
В его обязанности входит встреча гостей, распределение номеров, прием звонков, контроль броней, выполнение особых запросов клиентов, а также координация работы горничных, носильщиков, тур-гидов. Задача администратора отеля – превзойти ожидания постояльцев, обеспечив им проживание на высоком уровне. Для работы требуются «мягкие» навыки, лидерские способности, коммуникабельность и стойкость к стрессовым ситуациям.
5. Организатор мероприятий
Организация мероприятий – существенный сегмент индустрии гостеприимства. В обязанности ивент-менеджера входит планирование, организация и проведение самых разных событий: от выставок промышленности до фэшн-шоу и международных спортивных соревнований. Он общается с заказчиком, подбирает формат мероприятия, ищет площадку, управляет наемным персоналом. Для работы ивент-менеджеру требуется внимательность к деталям, пунктуальность, терпеливость, трудолюбие, творческий подход к делу, а также умение вести переговоры и мотивировать команду.
6. Менеджер по питанию
Менеджер по питанию (food and beverage manager) отвечает за еду и напитки. Такие специалисты востребованы в ресторанах, кафе, круизных и кейтеринговых компаниях, гостиницах, клубах и развлекательных центрах. Список обязанностей менеджера по питанию включает:
  • бюджетирование;
  • составление финансовой отчетности;
  • управление персоналом;
  • участие в формировании меню и винной карты;
  • анализ спроса на позиции из меню и винной карты;
  • участие в планировании рекламных кампаний: он знает, какие блюда любят посетители.
7. Сомелье
Сомелье – это эксперт по винам и другим спиртным напиткам. Он работает в ресторанах и отелях высокого уровня. Как показывает статистика, такой профессионал приносит заведению до 40% прибыли. Обязанности сомелье:
  • посещение виноградников по всему миру;
  • ведение переговоров с поставщиками;
  • закупка спиртных напитков;
  • контроль ассортимента;
  • составление винной карты;
  • консультирование посетителей ресторана по поводу оптимальных сочетаний вин и блюд из меню.
Для работы винным экспертом потребуется исключительный вкус, развитое обоняние, коммуникабельность, галантность и уважительное отношение к людям.
8. Бренд-менеджер
Компании класса люкс (рестораны, отели, модные бренды, круизные компании и другие) давно по достоинству оценили важную роль бренд-менеджеров в успехе бизнеса. Такие специалисты отвечают за управление торговой маркой: создают имидж, планируют выпуск новых продуктов и услуг, совершенствуют существующие, участвуют в планировании рекламных кампаний. Кроме того, в обязанности бренд-менеджеров входит тесный контакт с отделом маркетинга и продаж. Для работы потребуется креативность, инициативность, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность и аналитический склад ума вкупе с творческой жилкой.
9. Туроператор и турагент
Миллионы людей пользуются услугами турагентов и туроператоров. Некоторые из них специализируются на продаже пакетных туров, а другие предлагают индивидуальный подход к организации поездки. Турагент может составить уникальный маршрут, забронировать отели, авиабилеты и экскурсии, облегчив жизнь путешественнику. Для работы требуется внимательность к деталям, высокий уровень ответственности, любознательность, общительность, стрессоустойчивость и организаторские способности.
10. Шеф-повар
Без шеф-повара нет ресторана. Он составляет меню, контролирует соблюдение рецептуры, организует работу команды кухни, нередко отвечает за закупку продуктов. Одна из любимых обязанностей шеф-поваров – разработка уникальных блюд, подаваемых в ресторане и привлекающих толпы посетителей.